Елена Петровна Блаватская

Основательница теософского движения

Русская дворянка, гражданка США, религиозный философ теософского направления, литератор, публицист, оккультист и спиритуалист, путешественница.

Елена Петровна Блаватская, основательница современного теософского движения, родилась в Екатеринославе, городе на Днепре, 31 июля 1831 года по юлианскому стилю. По григорианскому календарю дата ее рождения приходится на 12 августа. Её родителями были полковник Петр Алексеевич фон  Ган и Елена Андреевна Ган, урожденная Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Ее бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая; женщина в высшей степени одаренная, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки ее со стороны отца принадлежали к макленбургскому графскому роду Ган фон Роттенштерн-Ган. Рано осиротевшая Елена воспитывалась в доме бабушки и дедушки по матери. Елена была необыкновенным ребенком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У нее были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала. Кроме того, была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях. Она необыкновенно тонко чувствовала природу. Еще в детстве она начала сознавать, что ее жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, ее оберегают.

Елене было всего восемнадцать лет, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала свое замужество всерьез, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 году, когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям — Посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Мориа, или М., — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Мориа поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она полностью принимает его руководство — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и в своей деятельности.

Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индии, а в следующем, 1852, году уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Ее первая попытка проникнуть в Тибет кончается неудачей. В 1853 году она возвращается в Англию, успев побывать еще и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце 1855 года она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей, наконец, удается проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определенные этапы своей оккультной подготовки. В 1858 году она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своем семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры в Пскове. С 1860 по 1863 год она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 года она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она еще раз проникает в Тибет, но для прочего мира все ее передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В1870 году она возвращается в Грецию, оттуда плывет в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но ее спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Спиритическое общество (Societe Spirite), которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 году на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 года по указанию Учителя она едет в Париж, а затем в Нью-Йорк; 7 июля 1873 года она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало ее общественной деятельности.

В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются ее контролю. Как позднее отметили Махатмы, обучавшие ее, она была лучшим из доступных инструментов для осуществления задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю теософию, «Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...», это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии и, с другой, оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь. И произошло это благодаря спиритизму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е. П. Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритической теории относительно духов».

Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Блаватская обретает истинного друга и помощника в лице полковника Генри Стила Олкотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрел известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уильям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в теософском движении. 7 сентября 1875 года преимущественно стараниями Блаватской, Олкотта и Джаджа, а также еще нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософским (или Теософическим) обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы «мистерий». 17 ноября 1875 года президент-основатель полковник Олкотт официально известил о создании Теософского общества, и с тех пор эту дату принято считать днем его основания. Провозгласив целью Теософского общества «собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной», основатели вскоре изложили задачи более детально; и, претерпев лишь несколько незначительных редакционных поправок, они остаются все теми же:
1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.
3. Исследование необъясненных законов природы и сил,сокрытых в человеке.

В сентябре 1877 года в одном из нью-йоркских издательств вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской «Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии», и его пробный тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской «Геральд трибюн», книга явилась одним из «выдающихся и интереснейших творений века», другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития, «Разоблаченная Изида» раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой витью проходят через века, проявляясь, время от времени в виде различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и все так же велика потребность в его новых изданиях.

8 июля 1878 года Е. П. Блаватская становится первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, и это событие широко освещается в печати.

В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олькотт отбывают через Англию в Бомбей, в Индию, где в феврале 1979 года устраивают штаб-квартиру Теософского общества и завязывают знакомство с Алфредом Перси Синнеттом — в то время редактором правительственной аллахабадской газеты «Пайэнир». Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. В сентябре-октябре 1880 года Е. П. Блаватская и Олкотт посетили дом А. П. Синнетта и его супруги Пейшенс в Симле, в Северной Индии. Синнетт всерьез заинтересовался Теософским учением, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя адептами, оказывавшими содействие движению — Учителем Мориа и Учителем Кут-Хуми. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 год, и многочисленные ответы этих мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием «Письма Махатм к А. П. Синнетту» (London, 1923). Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела редких рукописей.

Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 года приступают к изданию первого теософского журнала «Теософ» (выходящего по сей день), редактором которого становится Е. П. Блаватская. В это время Теософское общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 года основатели едут на Цейлон, где полковник Олкотт содействует возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают «pancha sila» [Пять добродетелей совершенства], то есть официально становятся буддистами, — факт, который Олкотт впоследствии объяснил, как «формальное подтверждение наших давних убеждений ». В мае 1882 года в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Теософского общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности теософов, которой основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются целиком. Предпринимаются поездки в самые отдаленные районы Индии, основываются филиалы общества, принимаются посетители, ведется обширнейшая переписка, готовятся к публикации ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индийцах интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.

В это время полковник Олкотт занимался очень популярным месмерическим лечением больных. В феврале 1884 года он отбывает в Лондон с петицией к британскому правительству, направленной буддистами Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне она поселяется в Германии, в Эльберфельде, на квартире у семьи Гебхардов, и с головой уходит в работу над «Тайной доктриной».

Между тем в Адьяре готовится заговор, в котором участвуют двое слуг Е. П. Блаватской — Алексис и Эмма Куломбы. В конце декабря Е. П. Блаватская возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломбам, обвинив их в грубой клевете на нее и характер производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Теософского общества, по разным причинам решают не предавать это недоразумение огласке, и Е. П. Блаватская, добившись оправдания, в марте 1885 года уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

Как выяснилось впоследствии, все это «дело» было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Теософское общество, и Е. П. Блаватскую. Обвинения были построены на поддельных, как частично, так и полностью, письмах, написанных якобы Е. П. Блаватской и содержавших указания относительно подготовки всевозможных фальшивых феноменов, — документах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться. Журнал христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наиболее компрометирующие отрывки из этих писем.

Тем временем Лондонское общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследования заявлений Е. П. Блаватской. Затем, в декабре 1884 года, в Индию прибыл Ричард Ходжсон, член комитета ОПИ, чтобы провести опрос и сделать доклад относительно выдвинутых Ку-ломбами обвинений. Основываясь на результатах расследования Ходжсона, комитет ОПИ в своем окончательном докладе в декабре 1885 года заклеймил Е. П. Блаватскую как «одного из совершеннейших, гениальнейших и интереснейших мошенников в истории». Ходжсон также обвинил Ё. П. Блаватскую в шпионаже в пользу России. Этот доклад ОПИ—Ходжсона впоследствии стал основой для дальнейших нападок на Е. П. Блаватскую в связи с ее якобы лживостью, несуществованием ее Учителей и отсутствием всякой ценности теософии. (Обвинения Ходжсона были проанализированы и опровергнуты в 1963 году Эдли Уотерманом в работе «Некролог: доклад Ходжсона о г-же Блаватской».)

Все эти злобные нападки весьма неблагоприятно отразились на здоровье Е. П. Блаватской. В августе 1885 года она поселяется в Вюрцбурге, Германия, в июле 1886 года перебирается в Остенде, Бельгия, а в мае 1887 года по приглашению английских теософов переезжает в Лондон, в маленький дом в Верхнем Норвуде. После приезда Е. П. Блаватской в Англию теософская деятельность в этой стране ускорилась. Была основана Ложа Блаватской, началось распространение теософских идей.

Так как Е. П. Блаватская к тому времени фактически утратила всякий контроль над журналом «Теософ», в сентябре 1887 года она основывает в Лондоне ежемесячный журнал «Люцифер», который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы «пролить свет на сокрытое во тьме». В том же месяце Е. П. Блаватская поменяла лондонский адрес на Холланд-парк, Лэнсдаун-Роуд, 17.

Не обращая внимания на свое вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она все так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 года. Помогали Е. П. Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. «Тайная доктрина» венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь обретает признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в XXI веке оно встретит еще более благожелательный отклик и получит самую высокую оценку. «Тайная доктрина» была сияющей вершиной литературной деятельности Б. П. Блаватской» Основу «Тайной доктрины» составляют станцы, переведенные из сокровенной «Книги Дзиан» с комментариями и пояснениями самой Блаватской. Также в книге подробно рассматривается фундаментальная символика, используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом томе речь идет об образовании Вселенной. Второй том посвящен происхождению и эволюции человечества. В октябре 1888 года Б. П. Блаватская основывает так называемую Эзотерическую секцию для более глубокого изучения эзотерической философии и пишет «Наставления» для тех, кто занимался в ней.

В октябре, 1890 года европейская штаб-квартира Теософского общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонс-Вуд, на Авеню-Роуд, 19, и здесь Б. П. Блаватская пишет «Ключ к теософии» — «ясное изложение (в виде вопросов и ответов) Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософское общество»; «Голос Безмолвия» — жемчужину мистической теософской литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной «Книги золотых правил», которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете.

Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 года, пав жертвой эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; ее останки были преданы сожжению в Уокингском крематории в Серрее.

Непредвзятое знакомство с жизнью Е. П. Блаватской, ее трудами, беззаветным служением Истине, ее духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Шамбалы.