19 февраля - день рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса

/
19 Фев - 20 Мая
19 февраля - день рождения Рихарда Яковлевича Рудзитиса

Размещено в Новости | 0 комментариев

Рихард Яковлевич Рудзитис (1898-1960) - известный латышский поэт и философ, руководитель Латвийского общества друзей Музея Рериха

Рихард Рудзитис. Сознание красоты спасёт

ТВОРЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО В ЖИЗНИ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Спрашивается, какие именно будут практические возможности для внесения красоты в жизнь? - Истинно, иногда даже "самое простое преображает жизнь в чудо". Необходимо, прежде всего, чтобы в нашей обители царила древняя добродетель и краса: - чистота. Не чувствуем-ли мы какой-то особый аромат радости и бодрости, входя в чистое и обласканное светом жилище? И как бы сера и тяжела не была будничная работа, разве наша трудоспособность и качество нашей работы, и удача не увеличиваются, когда глаза наши насыщаются радостью окружающей гармонии, когда наше сознание чувствует улыбку красоты? Потому истинно жутко и прискорбно думать, что современные рабочие должны проводить свои дни в чудовищных трущобах, какими являются большинство фабрик и мастерских.

Конечно, грязь в нашем быте "не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца" (Община. 1O6). С другой стороны, именно чистое сердце, как солнце, очищает и напитывает все предметы и пространство душевным теплом, вносит во все темные уголки тайный, невидимый свет, отражение духа.

Так же безусловно необходима в нашем доме - простота. Пышность и роскошь - противны красоте нового сознания, ибо в роскоши погрязают все высшие духовно-окрыленные искания и летания, ибо в роскоши заглушается ритм и скромное биение сердца. Самое главное - надо освободить свое жилище от лишних, безвкусных и безобразных предметов и безделушек, от всего того, что может проводить и нравственную пошлость. недаром Учение Живой Этики увещевает искать во всех предметах качество, творчески-гармонический момент. Так же как душе, обладающей художественным вкусом, достаточно лишь несколько штрихов кистью, для того чтобы вдохнуть в картину жизнь и гармонию, так и в повседневной жизни. Для того чтобы внести в комнату искусство можно обойтись и без дорогих оригиналов: их могут заменить со вкусом выбранные репродукции, портреты великих подвижников, цветы, вазы и пр. Но все это безусловно украсят полки избранных томов самых благородных и вдохновенных творцов мысли. Даже люди, не обладающие средствами, могут внести цветочную весну в свой дом, если у них есть чувство прекрасного и любовь к совершенству.

Мы можем предвидеть, что искусство будущего станет, истинно, частью жизни народов, частью мыслей и стремлений каждого культурного человека, что в деле распространения и пособления художественному творчеству примет широчайшее участие само государство. Прежде всего, ввиду того, что большинство художественных шедевров находится в руках частных собственников, то в будущем они, через периодически устраиваемые выставки или другим способом, станут доступны и народу. Далее, как в древней Элладе и в эпоху Ренессанса, все общественно-просветительские здания и места в каждой стране будут украшаться трудами художественного творчества и так станут святилищем Красоты, где человек будет совершать свой повседневный труд на общую пользу, под осеняющим знаком Прекрасного. Некоторые страны уже поняли неотложную нужду народа в красоте, так, например, в Латвии уже многие, не только государственные здания, но даже деревенские школы и волостные дома украшены картинами молодых латышских художников.

С другой стороны, также повсюду в деревне надо способствовать тому, чтобы эстетическое наследие природы не только не подавлялось утилитарным материализмом, но все возрастало под культурным надзором просветленного сознания. Как прекрасное явление, в некоторых странах, можем приветствовать так называемые "лесные дни", когда ученики или члены организаций обсаживают дороги и площади деревьями. Было бы истинно идеально, если бы все дороги во всех странах представляли собою величавые, цветущие аллеи, если бы защиту прекрасно-стройных рощ, которые теперь так часто истребляются практичным сельским хозяином, правительство взяло бы под свое покровительство. Везде и повсюду, где природа бедна в красоте, божественный огонь духа человека, как вечный сотрудник и претворитель природы, должен приходить ей на помощь в украшении нашей планеты.

Также музыка и песня должны раздаваться в каждом доме, в каждом уголке земли. пусть наше сердце познает то же ликование о музыке, облагораживающей и претворяющей жизнь, какое знал Н.К.Рерих, когда возносил свой гимн музыке:

"Сколько прекрасных подвигов человеческих остались бы несовершенными, если бы они не были сопровождаемы вдохновляющим пением и музыкой... В конце концов, нет такого дома, нет такой хижины, где бы отсутствовал звук, как возвышающая и успокаивающая гармония. Мы называем книгу другом дома, мы возвышаем глаз наш созерцанием прекрасных линий и красок. разве мы не должны считать гармонию сердца нашим водителем к мирам высшим?... Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Люди делаются не только слушателями, в сердце своем они становятся соучастниками прекрасного действа. И этот возвышенный зов ведет их к подвигу, к каким-то лучшим выявлениям жизни" (Твердыня Пламенная. "Музыка сфер". 349-351 стр.).

Как расцвел бы дух человека, если бы он стал интересоваться лишь возвышенной музыкой, лишь облагораживающим искусством и доблестной красотой. Надо одухотворить радио, которое теперь, по всей планете, так часто отравляет пространство самыми пошлыми волнами человеческих стремлений. Если бы наша земля окутывалась в торжественные гармонии Парсифаля и Девятой симфонии, в величественные песнопения, в сердечные призывы к любви и братству, к миру всего мира, к подвигу строительного труда и самоотдаче на общее благо, - разве это не отражалось бы в высшей мере целительно и на все направление человеческого мышления? Далее надо устроить чтобы самым обычным явлением стали передвижные выставки, концерты и оперы, спектакли-мистерии, высоко-культурные лекции, наконец, народные университеты, как истинные магнетические центры духовного продвижения, и пр., - для того, чтобы красота духовной культуры получила самый широкий доступ в сердце народа, чтобы глубоко провидческий призыв Рериха: "искусство для всех" сростался с самыми насущными и незыблемыми устоями жизни.

ТВОРЧЕСТВО ИМПУЛЬСОВ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Если "путь к Миру Огненному лежит через сердце и красоту", то нам надо, через сознательное воспитание сердца, достичь, чтобы наше сердце постоянно и творчески звучало на высший лад.

Человек, как мы знаем, каждым выявлением своей жизни, сознательно и бессознательно, творит гармонию или вызывает хаос. "Нужно привыкать к мысли, что люди беспрестанно творят. Каждым взглядом, каждым движением они меняют течение космических волн... Мы забываем, что мы оставляем форму каждого движения нашего. Как прекрасно оно должно быть, чтобы быть достойным Великого Ваятеля!" (Иерархия. 75). Именно человеку, как носящему Высший Облик в себе, подобает стать вполне сознательным творцом своей жизни. Он должен с зорким вниманием относиться к малейшим подробностям своей жизни, ибо жизненная гармония складывается из "бесчисленного множества деталей, и именно эти подробности нам следует пытаться сделать прекрасными". Человек должен обострять свое внимание, сосредоточиться, чтобы не пренебречь ничем, следить за всеми своими мыслями и ощущениями.

Потому можно сказать, что существенным назначением человека является культура и творчество-трансмутация самых мелких своих импульсов. Он преображает таким образом свой дух в самые благотворные созвучия. Ибо нужно одухотворить каждую свою мыслеформу, утончить и насытить светом каждое свое чувство. Человек должен сотворить в себе красоту таких доблестных чувств, как - мужество, терпение, чистосердечие, сострадание, благожелательство и добродушие, чистую духовную радость и пламя вечного устремления. Сердце его должно расцвести всеми огнями чувствознания и чуткости. Сердце должно наполнить свою чашу всеми сокровенными тонами мира.

Так, назначение человека - творить возвышенные формы в Тонком и Огненном Мирах, ибо каждое движение, каждый импульс мысли должен расцвести огненным цветком в космическом пространстве. Человеку, пламенем своего духа, надо созидать все более совершенные, чудесные формы, делая саму материю все более тонкой и прекрасной, превращая все энергии своей жизни в высшие благозвучия, так облекая свою сущность в сияющие одеяние тончайшей, лучезарной духовной материи и наполняя сущее сказочными формами этой светоносной Материи Люциды. Но такие, самые высокие формы Красоты, в наивысших огненных царствах духа, может явить лишь совершенное огненное сердце, сердце в каждом своем биении слитое в трепет бытия с сердцем Космоса, насыщающим сущее вечным импульсом красоты.

Если сущность и дыхание беспредельности - извечная, огненная Мелодия Духа, Великий Аум, - то не являются-ли живые существа, эти "капли из бесконечного Океана Духа", лишь Его тонами, различной ясности и тонкости? И вся эволюция человеческая - не состоит-ли она лишь в том, чтобы развить в себе бесконечную-чуткость и восприимчивость духа, развить в себе "абсолютный слух" духа, чтобы все больше и все яснее услышать звучание этой Первомелодии в сокровенных глубинах своего сердца и чтобы, наконец, стать подвижником духа Богочеловеком, являющимся тончайшим божественным тоном?

"Великая Чаша Красоты явлена

духу, как завершение".

"Почтим особенно свет очей,

которые несут человечеству

мощь красоты".

Мир Огненный. III. 5O, 79.


Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии!