Гималаи. Из собрания Музея Николая Рериха, Нью-Йорк, США

/
20 мар
Гималаи. Из собрания Музея Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Размещено в Искусство | 0 комментариев

Мастер гор – так повсюду называют Николая Константиновича Рериха. И хотя он известен и как исторический живописец, и как сценограф дягилевской антрепризы, учёный и путешественник, мыслитель и общественный деятель, но всё же в истории мирового искусства нет больше мастера, который бы так много и с таким воодушевлением писал гималайские пейзажи. Рериховский почерк в них узнаётся сразу: его горы – не хаос каменных нагромождений, а что-то одухотворённое, созданное светящейся живописной материей, вобравшей в себя все оттенки закатного неба. Его картины – они не столько о горах даже, сколько вообще о мире, о времени, о судьбах человечества, о трудном и вдохновляющем движении к Свету.
В первые два десятилетия ХХ века художник запечатлел Альпы, Кавказ, скалистые утёсы Скандинавии и Аризоны, а в 1924 году прибыл в Гималаи, которые навсегда покорили его душу. Горы, горы и горы… Он настолько проникся горами, сжился с ними, что с годами и сам стал похож на исполинский утёс, окружённый белоснежными собратьями. В палитре его холстов всё более утверждались радужные краски космических высот. А взгляд художника словно парит над высокогорьем, летя от одной гряды к другой, увлекая к созерцанию Беспредельности. 
Рисуя очертания хребтов, он не усложняет их подробными деталями, а, напротив, выявляет строгость и чистоту звучащих линий. В них слышится музыка сфер и, как признавал сам художник, горние откровения. Наверное, поэтому его картины почти всегда – не только предмет эстетического любования, но и нечто большее – ещё и нравственная проповедь, мудрое слово Учителя, имеющее, как в картине «Капли жизни», исток от заоблачных высот. Быть может, кому-то его пламенная речь откроет далёкие горизонты, хотя путь к ним будет совсем непростым. Так обычно идут герои Рериха к своей цели, а вершины становятся символами духовного восхождения. 
Увлечённый Востоком художник глубоко проникся теми представлениями, которые народы Азии связывают с высочайшими вершинами, обожествляя их, исповедуя сложившийся с незапамятной древности культ гор. Рерих привнёс в свои образы идеи нового времени – мечты русского космизма о едином мирообъемлющем храме, совпадающем со Вселенной. И в любом отдельно взятом его сочинении прослеживается эта причастность к общему соборному началу, призванному объединить всё просветлённое красотой человечество.
Е.П. Маточкин

Список репродукций: 
Тибет. Гималаи. 1933.
Канченджанга. 1936.
Великий дух Гималаев. 1934.
Гималаи. 1933.
Гора пяти сокровищ (Два мира). 
Из серии «Святые горы». 1933. 
Капли жизни. Из серии «Сикким». 1924. 
Гора Шатровая. Из серии «Святые горы». 1933. 
Путь на Кайлас. Из серии «Святые горы». 1933. 
Звезда утра. 1932. 
Гора «М». 1931. 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии!