Размещено в Новости | 0 комментариев
На Руси Святой Георгий (в народе — Егорий, Юрий) стал известен со времён принятия христианства в конце Х века. Георгий — великий победоносец, его просят о помощи в борьбе с врагами родной земли, его видят предстоящим перед престолом Господа, как «помощника и тёплого заступника». «Пленных освободитель», «нищих защитник», «немощных врач» — так он назван в Житии. К Святому Георгию обращаются с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли — ведь его имя в переводе с греческого означает «земледелец».
В древнерусском искусстве известен ещё один образ воина, победившего змия: это Архистратиг Михаил, Водитель всего Небесного Воинства, «обещанный всеми пророками Спаситель Мира и Избавитель человечества от сетей и козней дьявола. Владыка, побеждающий Дракона, Змия древнего», как пишет Е.И. Рерих. Отсюда и изображение Михаила Архистратига, поражающего дракона.
В 1933 году, когда над миром нависла угроза фашизма. Н.К. Рерих создает очень значительную по своему содержанию картину «Свет побеждает тьму». На ней изображен воин в огненном плаще, поражающий страшное чудище – змия. Конь под всадником белый, как и надлежит быть коню победителя. Это не просто воин, а святой, о чем говорит светящийся нимб вокруг его головы. В этом образе явно видны черты Святого Георгия Победоносца, каким его традиционно изображают на православных иконах.
Георгий наделен невиданной
духовной силой, поражающей всякое зло. Его победа над змием становится
высоким символом победы света над тьмой. В картине «Свет побеждает тьму»
Н.К. Рерих отразил один из великих космических законов – борьбы и
победы сил Света над силами зла.